Маркетинг или мораль? Эти 8 брендов бойкотируют ЧМ-2022 в Катаре

В декабре 2010 года было объявлено, что Катар примет Чемпионат мира по футболу 2022 года. С тех пор накопились критика и противоречия: правозащитные организации, такие как Freedom House и Amnesty International, считают страну несвободной и ответственной за нарушения прав человека и дискриминацию. Трудящиеся-мигранты подвергаются эксплуатации, дискриминации и жестокому обращению.
Просочившиеся документы также показывают платежи Катара в пользу ФИФА, что приводит к обвинениям в коррупции. Неизвестное количество людей погибло на строительных площадках стадиона и вокруг них, полной прозрачности нет. В недавнем интервью посол Катара на Чемпионате мира по футболу Халид Салман назвал гомосексуальность «психически ущербным» явлением.
Для брендов Чемпионат мира по футболу — это золотая жила с точки зрения рекламы. Но с одной стороны в бюджеты компаний заложена ожидаемая прибыль, с другой существует много критики. Поэтому следующие компании решили не финансировать Чемпионат мира в качестве рекламодателей. Кстати Чемпионат Мира уже в самом разгаре - переходите по ссылке и смотрите расписание - ЧМ 2022.
ING Group
ING Group спонсирует национальные сборные Нидерландов и Бельгии по футболу. Однако компания не будет раздавать в рамках акций никаких билетов на матчи и не будет участвовать в рекламе, связанной с чемпионатом мира, сообщил представитель изданию New York Times. Квоты на билеты в основном используются компаниями для привлечения или удержания клиентов.
Вместо этого ING Group использовала рекламный бюджет для различных акций на чемпионате Европы по футболу среди женщин 2022 года в Англии.
GLS
GLS также спонсирует бельгийскую команду. Как и ING Group, служба доставки посылок не будет раздавать билеты и не будет размещать рекламу в Катаре. Коммерческое использование Чемпионата мира по футболу 2022 года не должно иметь места из-за ситуации с правами человека.
Все спонсоры сборной Дании
По данным Датской футбольной ассоциации DBU, ни один спонсор сборной Дании по футболу не будет участвовать в официальных мероприятиях ЧМ. Два спонсора футболок, Danske Spil и Arbejdernes Landsbank, отказались от своего рекламного места на экипировке футболистов.
Согласно пресс-релизу DBU, ассоциация максимально сведет к минимуму свое присутствие в Катаре и будет участвовать только в мероприятиях, связанных со спортом или способных внести политический вклад в улучшение условий для трудящихся-мигрантов. Кроме того, DBU стремится к диалогу с фанатами и неправительственными организациями, чтобы присутствующие в Катаре болельщики были проинформированы о ситуации.
Гэри Линекер
Не компания, а бренд: бывший нападающий сборной Англии, лучший бомбардир чемпионата мира 1986 года и обладатель награды FIFA Fair Play отказался участвовать в жеребьевке турнира в Катаре. Он считал лицемерием проводить мероприятие, которое положило бы начало событию, к которому он относился скептически. Линекер участвовал в жеребьевке ЧМ-2018 и вызвал негативную реакцию некоторых британских СМИ.
Чемпион мира Филипп Лам также критикует ЧМ и объявил, что не поедет в Катар.
Mhlen Klsch
Mhlen Klsch — пивоварня, чей напиток представлен в пабах, барах и ресторанах, которые не будут транслировать чемпионат мира в своих заведениях. Пивоварня, которая продает, среди прочего, одноименное пиво Mhlen Klsch, объявила в соцсетях, что не будет транслировать чемпионат мира в своих шести ресторанах.
Во многих других местах, например в Берлине, Франконии или в Дюссельдорфе и Кельне, чемпионат мира транслироваться не будет.
Во Франции такие города, как Париж, Марсель, Лион, Бордо и Тулуза, решили не организовывать фан-зоны и публичные просмотры матчей.
Hummel
Hummel — бренд, производящий футболки для национальной сборной Дании. Компания хочет и дальше поддерживать датскую команду, но не Катар как принимающую страну. Поэтому — бойкот ЧМ-22! На футболках футболистов сборной не будет логотипа Hummel.
Hendriks Grasoden
Голландский производитель спортивного покрытия регулярно спонсирует футбольные турниры и поставляет оборудование для полей, но игнорирует Чемпионат мира в Катаре. Однако нарушения прав человека — лишь одна из причин бойкота: транспортировка оборудования в Катар слишком дорогая, а катарские производители газонов не соответствуют стандартам качества компании.
Brewdog
Brewdog — шотландская пивоварня, которая произвела фурор своей кампанией против Чемпионата мира по футболу в Катаре: «Сначала Россия, потом Катар. Не могу дождаться прихода Северной Кореи».
Кампания подверглась критике дважды: во-первых, ее критикуют за токсичную культуру работы, в которой царит страх. Самое главное, Brewdog заключила сделку с единственным поставщиком алкоголя для Чемпионата мира по футболу в Катаре и продает свое пиво Punk IPA на местном рынке.
Более того, компания будет транслировать матчи в собственных пабах, и в конце концов получит прибыль от турнира. То есть бойкот тут, скорее, на словах, а не на деле.
Министерство внешней торговли и парламент Нидерландов
Министерство внешней торговли Нидерландов отменило поездку в Катар с крупными компаниями в марте 2021 года. Месяцем ранее парламент уже постановил, что король и премьер-министр не должны находиться в Катаре.
А что решил Дэвид Бекхэм?
Кстати, Дэвид Бекхэм заключил сделку с Катаром, поэтому продвигает не только ЧМ в Катаре, но и саму страну. В долгосрочной перспективе это может стать проблемой для других партнеров Бекхэма, таких как Adidas, хотя компания до сих пор подчеркивала в New York Times, что партнерство останется в силе.
Болельщики разделились во мнениях
Среди болельщиков нет однозначной позиции по этому кейсу. С одной стороны, в соцсетях болельщиков висят баннеры, призывающие к бойкоту Катара, инициатива Football Blackout призывает людей не смотреть четвертьфинальную игру — игра состоится в Международный день прав человека ООН.
С другой стороны, опросы болельщиков не дают единой картины: агентство Statista сообщает о примерном равенстве противников и поддерживающих ЧМ людей, опрос Appinio и Meedia показывает, что большинство призывают к бойкоту.