Своё дело


Заказчик нежный зверь! Шесть «Не» во взаимоотношениях фрилансера и заказчика

Это ваш заказчик.
Это ваш заказчик.

Вчера после очередного разговора с заказчиком со вздохом написала большими буквами на листе А4 «С такого-то гражданина – брать 100% предоплаты!» и повесила на шкаф в компанию к остальным мегаважным заметкам фрилансера. Да-да, я обожаю своих заказчиков, но иногда и на старуху бывает проруха. Спешный ночной заказ, который не был оплачен, не принятое тестовое задание, на выполнение которого ушло 4 часа, копирайт, который деликатно обозвали рерайтом и оплатили по низкой цене…

Все это учит неспешности, уважительному отношению к своему здоровью, твердым правилам «только по предоплате», «никаких тестовых заданий» и прочим полезным вещам.
Проще говоря - навыкам взаимоотношений с заказчиком, которые фрилансер тренирует с самого начала своей деятельности.

Пока для себя я уложила их в «6 НЕ», которые априори удерживают от неразумных действий:

НЕ грубите, не хамите и не демонстрируйте иронию – даже очень тонкую! – своему заказчику.

Часто этим грешат новички, еще не совсем осознавшие тот факт, что фриланс-рынок – хотя и очень молодая отрасль, но уже достаточно сложившаяся. Обычные нормы делового этикета прослеживаются в интернет-бизнесе точно так же, как и в реальной жизни. Грубиянов ждут негативные отзывы, «минусование» и пр. Если вы намерены здесь работать – следует трепетнее относиться к своей репутации. Покупатель приходит и уходит, а продавец остается.

Да, порой манера общения самих заказчиков оставляет желать лучшего. Но вас ведь никто не заставляет иметь с ними дело?

НЕ переходите на уровень «панибратсва»

Желательно хотя бы первое время придерживаться обращения на «Вы» и всегда проводить четкую границу между деловым и «задушевным» разговором. Некоторые клиенты склонны думать, что наняли еще одного работника, причем, на абсолютный full-time. Которого можно весь день «дергать» по аське, скайпу, телефону, и в 12 ночи еще раз обсудить проект, своего кота и планы на ближайшую пятилетку. Твердо помните, что вы – партнеры, и для дел существуют вполне определенные часы и сроки. Если симпатия не взаимна и отнимает у вас массу сил, то это уже вам решать – нужно ли вам подобное «партнерство».

НЕ поддавайтесь на провокации

Скидки, подарки и бонусы – ребята, это для постоянных клиентов! Если «новеньким» так не терпится получить скидку - заложите ее в изначальную цену и потом милостиво предоставьте. В любом случае все шаги по рекламным акциям должны быть крайне вдумчивыми. Если вы не знали, то даже скидка в 1% способна лишить вас прибыли в 21%!
Считайте, пожалуйста, хорошенько, когда соглашаетесь работать по низким расценкам «во имя светлого будущего». Продажа услуги по цене ниже ее себестоимости чревата вашим банкротством. На эту тему см. ставший уже легендарным ролик, который так любят фрилансеры.



Также к категории провокаций я бы отнесла суперсрочные заказы (в копирайтинге). Неважно, как давно вы с заказчиком, в авральном режиме вы не всегда можете гарантировать стопроцентное «попадание в цель». Если он в вас уверен и готов идти на риск - пусть делает предоплату с надбавкой за срочность. Вам бесплатно рисковать своим здоровым сном совершенно ни к чему.

НЕ лгите

Если не успеваете, не справляетесь, выключили свет, сломался комп – скажите заказчику об этом. Плохая правда куда лучше неизвестности. Самая частая жалоба со стороны клиентов на фрилансеров умещается в одну фразу: «Наобещал, исчез и сорвал все сроки».

НЕ отдавайте работу полностью, если в вас есть хоть капля сомнения по ее оплате.

Ну, это классика фрилансерского жанра. Предоплата forever, постоплатная система возможна лишь в исключительных случаях. От неуплаты порой не спасают ни договоры, ни дружеские связи. Даже самые постоянные клиенты могут подводить.

Поэтому делайте скрин, высылайте незаконченную работу – но не отдавайте все, пока она не будет оплачена.

Не беритесь за проект, если «душа не лежит».

Иногда это понятно сразу, иногда – после первых минут общения с заказчиком, в самых тяжелых случаях ваши сомнения в удачном исходе подтверждаются уже при работе. В таком случае честно признайтесь себе, что проект «не идет» и ищите выходы.

Я не в курсе, что там с вашей душой, но твердо верю, что она не обманывает. Смешно, но роль моей интуиции играет почтовый ящик. Письма не доходят, файлы не открываются, ссылки не работают – лишь с теми заказчиками, с кем мне не суждено удачно работать.

Надеюсь, что ваша интуиция и простые правила «НЕ» уберегут вас от работы с самыми «зверистыми» представителями из клана заказчиков. Во фрилансе немало удивительных, необыкновенных людей, которые четко ставят задание, исправно вносят оплату, легко шутят и даже могут по-дружески помочь. Побольше вам таких встреч!




12.07.10, 19:50
Написал Пацан в 13.07.10, 10:20

Отличный пост!

comments powered by Disqus
Здесь могла бы быть ваша реклама. У нашего сайта есть также Youtube канал на 22 тысячи подписчиков.
Как наполнить сайт хорошими статьями? - экономим деньги, время и нервы
Видеомакетинг и фото - делаем киноматографическую картинку своими руками




Хватит растрачивать возможности! Тайм-менеджмент :-)

Всё бесит? Всё о продуктивности!




25 качеств успешных людей!

Даже если начальник угрожает! Стоит ли работать в выходные дни?

Кредитная карта Сбербанка

Книга про микробизнес от создателей garagebiz.ru