Своё дело


Заставьте их работать!

Легендарная обложка с кнутом. Нажмите чтобы рассмотреть поближе.
Легендарная обложка с кнутом. Нажмите чтобы рассмотреть поближе.

Заставьте их работать! Краткая рецензия на книгу. Фрнэнк Мак-Нейр

Книга встречает нас многообещающей обложкой, на которой изображен толстый менеджер в галстуке, но без рубашки. На руке у него наколот слоган Nike «Just Do It!» (или принцип просто сделай это), на голове у него накидка палача, а в руке кнут. Одним словом, дизайнерам, которые сделали это однозначный зачёт. Книгу я купил случайно несколько лет назад и она так и пролежала у меня на книжной полке до того момента, как не возникла необходимость мотивировать на работу других людей.

Наверное напрасно на книгу возлагал большие надежды, так как данная книга по содержанию ближе к художественной литературе, чем к деловой. Здесь рассмотрены 104 «максимы» - некий аналог китайских классических стретегм, но только положенных на современные реалии менеджмента.

Выглядит это так: «Невозможно мотивировать человека что-то сделать, можно лишь создать обстоятельства, в которых человек мотивирует себя сам». А дальше идёт развернутое пояснение, что же имеется в виду. Приводятся красноречивые примеры. Например, что у каждого человека есть радиостанция «ЧМЭД», которая расшифровывается как «что мне это даст». Дальше приводится пример грабителя с ружьём, который требует у вас денег. Вы отдадите все деньги, и вам это даст вам вашу жизнь (ваша ЧМЭД вам подскажет, что деньги нужно отдать срочно!). Такой пример никак нельзя применить к практике управления, но дальше идёт пояснение, что каждого человека мотивируют разные вещи. Кому-то важнее деньги, слава и влияние, кому-то важнее признание, а для кого-то более существенным является автономность («лишь бы меня не трогали»).

В книге обсуждается технология постановки целей SMART, о которой мы писали уже на сайте. Но большинство «максим» плотно согласуются со здравым смыслом. Например «нельзя требовать от сотрудника того, чего сам не выполняешь». Я всегда этот принцип знал на интуитивном уровне и использовал на практике. Интересный пример из практики. Как-то нашу группу в институте в добровольно-принудительном порядке позвали делать уборку на кафедре. Так называемая «отработка». Вся группа пришла в полном составе, но по каким-то причинам нам нужно было ждать около полутора часов пока нам не откроют аудиторию. Группа была абсолютно недовольна и собиралась разойтись. Я сказал: «идите – я остаюсь, сам всё вымою». Никто не пошёл домой, все ждали. Хотя объективной необходимости в таком количестве людей, наверное, не было. Когда лидер сам приходит к 8 утра и уходит не раньше 17:00, то он имеет моральное право требовать этого от других. А если он сам приходит к обеду, а в три часа его след в офисе остыл, то какое будет отношение персонала? Такое же поведение есть и в коллективах без явного лидера. Когда все работают – стремно сидеть и ничего не делать. Ровно также как не особо интересно работать, когда все вокруг бездельничают.


Автор книги рассказывает про своего дедушку, который инспектировал автозаправки. У него была теория, что жены водителей обычно решают, на какой заправке остановиться. И исходя из этой теории выходило, что водители останавливаются только там, где чистые уборные. Во время инспектирования автозаправок если дедушка находил заправку с грязным туалетом, то незамедлительно начинал там уборку. Всё это происходило в рубашке, галстуке и брюках. Ему приходилось закатывать галстук в карман рубашки, засучивать рукава и собственноручно всё убирать до блеска. Потом он звал менеджера заправки и вместо мата и угроз спрашивал: «теперь вам ясно в каком состоянии должно быть это помещение?». При повторных инспекциях всё было в порядке. И действительно автозаправки, которые контролировал дедушка автора приносили больше выручки, чем у конкурентов.

В книге много подобных ярких примеров, афоризмов и историй из жизни. Как я уже отмечал, многие «максимы» вполне согласуются со здравым смыслом. Но некоторые из них противоречат друг другу. Как вам это: «Здравый смысл не такой уж здравый». Настоящее разочарование постигло меня в главе «управление собой: самый крепкий орешек».

В течение всей книги можно встретить много мудрых мыслей, но самое интересное было в заключении. Чтобы заставить кого-то работать, надо просто требовать выполнения работы. Lol! Капитан очевидность снова с нами. «Менеджер не выигрывает, если проигрывают подчиненные», «Ясно опишите цель», «Чем сильнее вы раздражены, тем глупее себя ведете». Ну это же очевидно, кэп!

Например, если вы ставите не очень четкие цели, то и результаты будут не слишком четкими. Я с этим многократно сталкивался на практике. Если изложишь задачу предельно четко, то, как правило, получишь такой же результат. А если игнорировать постановку задач – жди разочарования.

Впечатление о книге – сборник интересных мыслей и ситуаций, но он несколько отстранен от российской действительности и мало применим для практике. Интересно было почитать. Книга достаточно живая, яркая. И всё равно, обложка выполнена лучше, чем сама книга.



Не разделяю восторженных отзывов о книге в интернете. Но книга заслужила свою твердую четверку.




29.09.12, 15:24
comments powered by Disqus
Хостинг компания Timeweb Хостинг от 69 рублей в AdminVPS
Как наполнить сайт хорошими статьями? - экономим деньги, время и нервы
Видеомаркетинг и фото - делаем киноматографическую картинку своими руками




Хватит растрачивать возможности! Тайм-менеджмент :-)

Всё бесит? Всё о продуктивности!




25 качеств успешных людей!

Даже если начальник угрожает! Стоит ли работать в выходные дни?

Кредитная карта Сбербанка

Книга про микробизнес от создателей garagebiz.ru