Своё дело


Типичные ошибки предпринимателей

Предприниматель - занятая штука.
Предприниматель - занятая штука.

Сегодня я бы хотел поговорить о типовых ошибках предпринимателей. Я рассмотрю два немного разных случая. Но оба они упираются в деньги.

Случай № 1 из собственного опыта. Когда я запускал проект, то я тратил на него деньги широко и охотно. Не экономил ни на логотипах (обошлись в 7000 рублей), ни на дизайне (тоже влетело в 7000 рублей) и так далее. Кроме того, не чурался тратить деньги на обучение, которое могло бы помочь в развитии дела, и на специальную литературу. А результатов всё не было. Но я проявил туповатую настойчивость и продолжал тратить деньги. То закупал один вид рекламы, то другой вид рекламы, то авторов нанимал. Короче говоря, поймал кураж. Источником финансирования был стартовый капитал, который лежал в банке под высокий процент 16% годовых.

Потом когда дорогие депозиты кончились, в ход пошли сами деньги, с которых я раньше получал процент. Раз за разом я тратил деньги то на новых авторов, то на консалтинговые услуги, то на покупку ссылок и прочей рекламы, то на посиделки в пиццерии. Удивительно, как быстро удалось растрясти большую сумму денег. Впрочем, оно и понятно: то монитор сломался (полупрофессиональный Nec!), то телефон, то налоги надо заплатить, то велосипед приспичило купить премиум-класса.

Почему мне не нравится продукция Nec

Тут сразу становится видно, что я не разделял свои деньги и деньги бизнеса. Был некий общий денежный пул, из которого по первому требованию выписывались чеки: 200$ этому автору (идёт в дело), 175$ на новый монитор (вроде к делу относится), плеер iPod за 335$ (а вот без этого можно было бы обойтись), велосипед продан старый за 200$, куплен новый за 900$, книги на 100$, заказ пол сотни статей за 500$ и так далее. Короче говоря, цепочка не просчитанных трат. Хорошо, что в какой-то момент я начал вести учёт, сколько в проект вложено, а сколько вернулось назад. Такая табличка в Excel неплохо отрезвляет и показывает перспективы.

Даже когда моё дело начало приносить существенный доход, я его целиком пускал обратно в дело, да ещё сверху накидывал деньги. Постоянно стремился к улучшению качества. Так продолжалось до тех пор, пока все деньги не кончились. Тут произошёл “щелчок”. Стало очевидным, что дальнейшее развитие за счёт денег невозможно, т.к. брать кредит под 22% годовых – рискованно. Кроме того, я понял, что трачу деньги не особо эффективно и, по возможности, нужно выезжать с минимальными затратами. Об этом, кстати, писалось в книге “Стартап без бюджета”. Идея проста – когда у вас мало денег, вы выезжаете за счёт смекалки. Когда у вас много денег – вы их часто сливаете. Кстати, часть стартового капитала было затрачено на эту книгу smile

Тут я начал экономить. Хостинг покупать на полгода вперёд, чтобы выбить скидку 5%, оптимизировать расположение рекламы на сайтах, а также думать, на чём можно экономить. В январе 2012 была существенная чистая прибыль (на фоне 10-дневного спада и сокращения числа рекламных блоков). В феврале 2012 она должна ещё увеличиться. Значит всё идёт ок.

Выводы простые – контролируйте расходы. Особенно на начальных этапах. Установите минимально допустимую планку прибыльности и стремитесь не опускаться ниже неё. Тогда ваше дело не обанкротится. Не берите кредиты. И, кстати, иногда проще бизнес купить, чем развивать с 0. Мне было бы это выгоднее.

Случай №2. Кстати про кредиты из чужого опыта. В книге “И ботаники делают бизнес” тоже заметно, что владелец вкладывал в своё дело все свои деньги. И в итоге не справился с управлением большого количества точек. В схожей ситуации нахожусь и я, но в сотню раз более малом масштабе. Но тем не менее, тут есть общие черты. Первая – я вкладывал свои деньги до последнего рубля, пока не обнаружил ноль на счетах. Вторая – я также подумывал о взятии кредиты (но не сделал этого в итоге). Третья – я также поназапускал проектов, которые полноценно поддерживать не успеваю и работаю с ними по остаточному принципу, урывками.

Короче говоря, идея, которую я бы хотел обозначить такова: не беритесь за слишком большое количество направлений, т.к. будет сложно их администрировать. И второе – старайтесь не брать заёмные средства. То есть развивайтесь на свои деньги, без привлечения кредитов.

Я бы стал брать кредит только на то, что немедленно и практически гарантировано будет давать прибыль. В интернет бизнесе это может быть сайт с хорошей посещаемостью. Но и тут есть одно НО: вешать на себя новый проект – это новая работа, которую нужно будет вести. Если проект не контролировать и не поддерживать, он рано или поздно схлопнется. А отсюда убытки и всё такое.

В заключение советую почитать две книги:
- “Стартап без бюджета
- “И ботаники делают бизнес

И резюмируя, могу сказать, что мне выгоднее пока писать статьи самому, чем нанимать авторов. Также выгоднее делать сайты самому, а не покупать готовые проекты в кредит. Но каждый случай индивидуален. Для вас всё может быть по-другому.




10.02.12, 23:34
Написал Владимир в 16.02.12, 15:23

Олег, это вода и пустое.

comments powered by Disqus
Хостинг компания Timeweb Хостинг от 69 рублей в AdminVPS
Как наполнить сайт хорошими статьями? - экономим деньги, время и нервы
Видеомаркетинг и фото - делаем киноматографическую картинку своими руками





Хватит растрачивать возможности! Тайм-менеджмент :-)

Всё бесит? Всё о продуктивности!




25 качеств успешных людей!

Даже если начальник угрожает! Стоит ли работать в выходные дни?

Кредитная карта Сбербанка

Книга про микробизнес от создателей garagebiz.ru